Источник: Телеканал "Россия - Культура". Вознесенскому посвящается… «Андрей и Зоя».
«Андрей и Зоя»
19 - 22 апреля в 22:40 телеканал «Культура» показывает премьеру документального четырёхсерийного фильма «Андрей и Зоя», посвященного поэту-шестидесятнику Андрею Вознесенскому.Режиссер: Анатолий Малкин
Сценаристы: Наталья Козаченко, Кира Прошутинская
Продюсер: Анатолий Малкин
Год: 2011
Премьера: 19 апреля 2011 (Телеканал Культура)
Cерий: 4
Жанр: документальный, биография
В ролях: Юрий Любимов, Зоя Богуславская, Андрей Вознесенский, Владимир Высоцкий, Василий Аксенов
Выпущено: Россия, телекомпания АТВ
Продолжительность: 02:57:13
Озвучивание: Русский
Фильм «Андрей и Зоя» – это исповедь Зои Богуславской, жены, друга и музы знаменитого поэта Андрея Вознесенского; монолог настоящей женщины; человека, умеющего понимать и ценить талант других людей. Это история истинной любви, рассказанная без малейшего налёта ханжества и недосказанности, которая разворачивается на фоне судеб людей, представляющих цвет российской культуры: это Василий Аксёнов, Юрий Любимов, Владимир Высоцкий, Лиля Брик…
Зоя Богуславская была участницей знаковых событий второй половины XX века и наблюдала, как складывались отношения советской литературной и театральной богемы. Искренне, без купюр и патетики, легендарная «Оза», как называют Богуславскую, рассказывает о том, какие правила существовали для творческой элиты и какие нормы постоянно нарушались, как устраивали свой быт и как выглядел «гламур по-советски».
Фильм снимался в разные периоды жизни Богуславской. Одна часть – при жизни Андрея Вознесенского, другая – уже после его смерти. Перед зрителями предстанет фигура выдающегося поэта глазами женщины, без которой и он сам, и его поэзия были бы совсем иными. Отношения Вознесенского и Богуславской были не просто самым ярким романом в литературном мире, но и примером необыкновенной любви и преданности. Именно Андрей выбрал Зою, как будто почувствовал, что только в ней его спасение и с ней его судьба. Сначала она сопротивлялась. Состоявшаяся женщина – литературный критик, писатель, драматург – Богуславская не была готова к переменам в личной жизни. Но он настаивал, и она сдалась. И оставила ради него благополучную жизнь и семью. С тех пор они всегда были вместе и в счастье, и в горе.
«Я очень мало, что выбирала в жизни, – говорит Зоя Богуславская. – Я никогда не выбирала мужчин, это они меня выбирали. Я не выбирала Андрея Андреевича, это была исключительно его инициатива. Я всегда выбирала самостоятельность и независимость, но одна из самых сильных вещей в моём характере – это сострадание к другому человеку. Я люблю тех, кому нужна. Я соблюдаю то, что сегодня называется достоинством. Никогда не жалуюсь и ничего не прошу. Попадая в беды, я выруливаю без предательства и без компромиссов. Как бы плохо нам ни бывало с Андреем Андреевичем во внешнем пространстве, я никогда не позволяла, чтобы плохо было и во внутреннем. Главное – мы вместе! И, конечно, я бы хотела, вот с таким достоинством уйти из жизни, главное – не пережить Андрея Андреевича – вот и всё…». Но судьба распорядилась иначе. Впервые Зоя Богуславская рассказывает о последних днях Андрея Вознесенского. О том, как она переосмысливает своё место в жизни теперь, после того, как ушёл человек, которого она так любила и ради которого жила сама: «Сейчас я в очень острой форме испытываю чувство глубокого одиночества. Это не то, что я беспомощна, и обо мне некому позаботиться. Это чисто интеллектуальное, духовное одиночество. Мне его катастрофически не хватает. Это было настолько сращенное со мной существо, я ему была не просто нужна, а жизненно необходима. Его последние слова были: «Не отчаивайся, всё пройдёт, всё уладится, я ведь Гойя…» Как в одном из его стихотворений:
… О, грозди
Возмездья! Взвил залпом на Запад –
я пепел незваного гостя!
И в мемориальное небо вбил крепкие звёзды –
Как гвозди.
Я – Гойя!
Возмездья! Взвил залпом на Запад –
я пепел незваного гостя!
И в мемориальное небо вбил крепкие звёзды –
Как гвозди.
Я – Гойя!
Зоя Богуславская была участницей знаковых событий второй половины XX века и наблюдала, как складывались отношения советской литературной и театральной богемы. Искренне, без купюр и патетики, легендарная «Оза», как называют Богуславскую, рассказывает о том, какие правила существовали для творческой элиты и какие нормы постоянно нарушались, как устраивали свой быт и как выглядел «гламур по-советски».
Фильм снимался в разные периоды жизни Богуславской. Одна часть – при жизни Андрея Вознесенского, другая – уже после его смерти. Перед зрителями предстанет фигура выдающегося поэта глазами женщины, без которой и он сам, и его поэзия были бы совсем иными. Отношения Вознесенского и Богуславской были не просто самым ярким романом в литературном мире, но и примером необыкновенной любви и преданности. Именно Андрей выбрал Зою, как будто почувствовал, что только в ней его спасение и с ней его судьба. Сначала она сопротивлялась. Состоявшаяся женщина – литературный критик, писатель, драматург – Богуславская не была готова к переменам в личной жизни. Но он настаивал, и она сдалась. И оставила ради него благополучную жизнь и семью. С тех пор они всегда были вместе и в счастье, и в горе.
«Я очень мало, что выбирала в жизни, – говорит Зоя Богуславская. – Я никогда не выбирала мужчин, это они меня выбирали. Я не выбирала Андрея Андреевича, это была исключительно его инициатива. Я всегда выбирала самостоятельность и независимость, но одна из самых сильных вещей в моём характере – это сострадание к другому человеку. Я люблю тех, кому нужна. Я соблюдаю то, что сегодня называется достоинством. Никогда не жалуюсь и ничего не прошу. Попадая в беды, я выруливаю без предательства и без компромиссов. Как бы плохо нам ни бывало с Андреем Андреевичем во внешнем пространстве, я никогда не позволяла, чтобы плохо было и во внутреннем. Главное – мы вместе! И, конечно, я бы хотела, вот с таким достоинством уйти из жизни, главное – не пережить Андрея Андреевича – вот и всё…». Но судьба распорядилась иначе. Впервые Зоя Богуславская рассказывает о последних днях Андрея Вознесенского. О том, как она переосмысливает своё место в жизни теперь, после того, как ушёл человек, которого она так любила и ради которого жила сама: «Сейчас я в очень острой форме испытываю чувство глубокого одиночества. Это не то, что я беспомощна, и обо мне некому позаботиться. Это чисто интеллектуальное, духовное одиночество. Мне его катастрофически не хватает. Это было настолько сращенное со мной существо, я ему была не просто нужна, а жизненно необходима. Его последние слова были: «Не отчаивайся, всё пройдёт, всё уладится, я ведь Гойя…» Как в одном из его стихотворений:
… О, грозди
Возмездья! Взвил залпом на Запад –
я пепел незваного гостя!
И в мемориальное небо вбил крепкие звёзды –
Как гвозди.
Я – Гойя!
Возмездья! Взвил залпом на Запад –
я пепел незваного гостя!
И в мемориальное небо вбил крепкие звёзды –
Как гвозди.
Я – Гойя!
1я серия
Начало романа Андрея Вознесенского и Зои Богуславской. Как они познакомились? Съемочная группа побывала в их квартире в легендарном доме на Котельнической набережной. Богуславская вспоминает, какие правила существовали для творческой элиты, и какие нормы нарушали представители советской богемы, во что играли, что слушали, что для них значило "богатство"…
2 серия:
Вместе с Зоей Богуславской зрители смогут заглянуть в кабинет режиссера Театра на Таганке Юрия Любимова. В этом кабинете она нередко бывала вместе с Андреем Вознесенским, поэт сделал первую надпись на стене: "Все актрисы как поганки перед бабами с Таганки"... Герои этой серии - Владимир Высоцкий и Юрий Любимов. Зоя Богуславская рассказывает о тонкостях отношений актера и режиссера.
3 серия:
Зоя Богуславская приглашает зрителей в легендарный ЦДЛ (Дом Литераторов). Вместе с Вознесенским она наблюдала изнутри весь литературный процесс. Культовые поэты-шестидесятники, создание диссидентского альманаха "Метрополь", отношение писателей и власти, закулисные интриги и задушевные разговоры тех лет оживают в воспоминаниях Богуславской. Главный герой этой серии - писатель, с которым Зоя Борисовна была особенно дружна, - Василий Аксенов
4 серия:
О знаменитом писательском поселке Переделкино. Зоя Богуславская показывает одну из дач, где жила Лиля Брик, с которой она была хорошо знакома. Последние дни Лили Брик, тайна ее смерти, странная записка, которая была адресована Богуславской... Зрители смогут увидеть и дом, где многие годы Богуславская жила вместе с мужем и поэтом Андрей Вознесенский. Это - первое интервью, в котором Богуславская рассказывает о последних днях поэта и о переосмыслении своего места и роли в жизни теперь, после того как ушел человек, которого она любила и ради которого жила.
вернутся в события >>